Чем отличается анализ от оценки

В науке, в педагогике, в работе и других сферах жизни мы нередко сталкиваемся с терминами «анализ» и «оценка». Но не всегда правильно употребляем их.

Давайте разберемся: оценка и анализ – одно и то же или нет? Для этого сначала необходимо выяснить точное значение этих слов.

Что такое анализ?


Анализом называют процесс разбора работы по частям, выяснение структуры работы. Важно: анализ – это процесс, действие, которое призвано помочь понять, что именно представляет из себя труд (например, научный трактат).

Слово «анализ» взято из греческого языка, в переводе означает «разделение, расслоение». Человек, анализирующий работу (явление, событие), дробит ее на части, которые рассматривает с разных точек зрения, используя различные методы.

Анализируя, исследователь отвечает на вопросы:

  1. Что произошло?
  2. Как произошло?
  3. Почему произошло?

Это касается явлений природы. Если анализ дают научному труду, задают вопросы типа:

  1. Какие задачи стояли перед автором?
  2. Какими способами автор их решает?
  3. Что необходимо для успешного решения?
  4. Какова была цель автора и достиг ли он цели?

Отличие анализа от оценки состоит в том, что первый не дает определения полезности и итогового смыла работы. Это просто объективное, детальное, скрупулезное рассмотрение работы (события, явления) со всех сторон, тщательное изучение предмета.

Анализ идет от общего к частному. Противоположный подход – синтез. Проводить анализ способен не только человек (либо искусственный интеллект). Простейшие формы доступны животным (основанные на чувственном восприятии).

Так, хищник, прежде чем напасть на жертву, анализирует свои силы, расстояние до жертвы и прочие аспекты. Однако оценить успешность охоты он не может (то есть дать заключение, благополучно ли завершилось нападение).

Анализ – первая ступень научного исследования, изучения. В процессе анализа тот, кто его проводит, получает новые знания о процессах, явлениях, событиях, разбирает их, «раскладывает по полочкам».

Что такое оценка?


Оценка – это чье-либо мнение по поводу итога работы (проведения исследования). Оценка и анализ: разница между ними станет очевидна, если изучить определение оценки.

Оценка – это уже итог, результат. Это не процесс, оценка определяет:

  • нужность,
  • важность,
  • полезность или вред работы (природного явления, состояния финансов – чего угодно).

Оценивающий стремится к объективности, собрав, сопоставив и разъяснив факты при помощи анализа. Однако нередко итоговая оценка носит субъективный характер, так как ставит ее человек.

Оценка является способом установления, определения значимости работы или явления. Она помогает понять, что именно несет данная работа (явление) для человечества в целом, для отдельно взятой группы общества или для какой-то сферы деятельности, например, медицины.

Так, давая оценку новой вакцины, ученые определяют степень ее полезности относительно эффективности предотвращения заболевания, против которого препарат был создан.

Оценку дают, используя различные методики, чтобы она была наиболее объективна. Может быть оценка:

  • проектная;
  • текущая;
  • перспективная.

Оценка помогает в проведении сравнительного анализа, так что может стать одним из этапов анализа, если этот последний охватывает несколько областей исследования чего-либо.

Разница между оценкой и анализом


Итак, на основании сказанного выше можно дать заключение о разнице между двумя понятиями.

Главное отличие состоит в том, что анализ – процесс, позволяющий рассмотреть работу детально. Оценка же – результат, суждение относительно ценности и смысла работы.

Проведя анализ, мы ставим оценку. Поэтому последняя дается с учетом всех факторов, влияющих на работу, и отдельных частей работы. Если анализ выступает первым этапом работы, то оценка – заключительным, итоговым.

Примеры.

  1. Профессор провел анализ труда аспиранта.
  2. Профессор дал оценку труду аспиранта.

Отличия понятны: в первом случае профессор разобрал работу, не подводя итогов. Во втором случае он, опираясь на результаты анализа, подвел итоги, сделал вывод относительно качества работы.

Еще пара примеров

  1. Анализировать текст – значит рассматривать, какие приемы автор использовал, какие технические параметры были им соблюдены, как он учитывал потребности своей целевой аудитории. Кроме того, сюда же входит разбор ошибок, недочетов и выяснение причин их появления.
  2. Давать оценку тексту – значит высказывать мнение о полезности текста, предполагать, насколько и кому он оказался нужен. Можно дать положительную или отрицательную оценку. Она будет носить субъективный характер.

Прежде чем принять какое-либо решение, проанализируйте его и дайте оценку возможным последствиям. Тогда разница между двумя понятиями «анализ» и «оценка» станет для вас очевидна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Какая разница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: