Охлаждающая жидкость – необходимое для работы двигателя вещество, которое предупреждает перегрев и повышает долговечность деталей. С его помощью тепло своевременно выходит в окружающее пространство.
Хладагенты бывают разные: существует тосол и антифриз. Многие полагают, что эти два состава абсолютно одинаковы и их можно беспрепятственно смешивать. На практике отличия тосола от антифриза довольно существенные и их стоит разобрать подробно.
Также будет полезно рассмотреть, какая охлаждающая жидкость заслуживает звания лучшей и можно ли вообще смешивать разные средства.
Что такое тосол?
Появление тосола напрямую связано с отечественным автомобильным производством. В процессе создания новых моделей ВАЗа требовался хладагент лучшего качества, чем изготавливался до этого.
И вот, ученые НИИ, объединившись с работниками «ТОС», занялись разработкой такого вещества. Впоследствии охлаждающая жидкость унаследовала имя отдела «ТОС» (которое расшифровывалось как «технология органического синтеза»).
В Советском Союзе новый антифриз (не имеющий, впрочем, существенных различий с предыдущим) стал предметом научной гордости и в то же время популярной маркой. Его выпуском занялись различные предприятия, которые предпочли оставить продукт «как есть», не внося в состав никаких изменений.
Ранние версии тосола содержали глицерин, который со временем был вытеснен этиленгликолем. Количество воды и присадок при этом осталось прежним. Вещество сохраняет работоспособность даже при нагревании до 105 °C.
Тосол сегодня называют просто – ОЖ. И если раньше ход производства был строгим и многоэтапным, то теперь люди сомневаются, приобретать ли отечественные смеси вообще. Чтобы лучше понять, чем отличается тосол от антифриза, следует рассмотреть оба понятия.
Что такое антифриз?
Антифриз состоит из воды, этиленгликоля и специальных присадок, предотвращающих ржавление внутренних деталей. Благодаря особой формуле вещество не застывает при отрицательных температурах, благодаря чему стало отличным аналогом тосолу. Вода, тем временем, была вытеснена почти полностью и использовалась лишь в обслуживании антиквариата.
При простое двигателя вода быстро превращалась в лед, и от водителя требовалось постоянно предупреждать такие метаморфозы – выливать старую и вливать новую жидкость. Мало того, что это оказалось неудобным, вода способствовала появлению накипи. Проблема была актуальна в начале прошлого века, поэтому уже тогда стали появляться первые охлаждающие жидкости.
Как и тосол, антифриз создан с конкретной целью – охлаждение двигателя. При помощи насоса жидкость постоянно циркулирует по деталям двигателя, отводя лишнее тепло и обеспечивая стабильную работоспособность. С другой стороны, вещество защищает мотор от переохлаждения, накипи, ржавления – словом, всех проблем, с которыми сталкивался древний человек.
К побочным функциям антифриза можно отнести сохранность резиновых и пластмассовых элементов от растрескивания. Двигатель стал работать без постоянных остановок, не требовал регулярной замены охлаждающей жидкости, даже если на улице стояла суровая зима.
Если обратиться к словарям, слово «антифриз» произошло при смешении двух языков: английского – «freeze» – и греческого – «anti». Первые смеси состояли из глицерина, который, по наблюдениям ученых, не замерзал при понижении температур.
Хладагент стали использовать не только в обслуживании автомобильного транспорта, но и в авиации, где вопрос об обмерзании стоял острее. Популяризация продукта стала историческим фактом.
Чем отличается тосол от антифриза?
Итак, тосол – охлаждающая жидкость и антифриз – охлаждающая жидкость. По большей части, разница состоит лишь в названии. Если тосол стал продуктом отечественного производства, то антифриз является его западным аналогом. Это все равно, что сравнивать слово «холодильник» и «рефрижератор».
В чем еще заключается разница между тосолом и антифризом, объяснит обывательская терминология:
- Тосол – произведен в России, имеет самое неоднозначное качество (от подкрашенной жидкости до высококлассного хладагента). Обычно продукт готов к эксплуатации сразу и разбавлять его не нужно.
- Антифриз – сделан за рубежом, представляет собой охлаждающую жидкость высочайшего качества (хотя при импорте в магазин может попасть что угодно), преимущественно требующую разбавления.
Если сравнивать средний тосол и средний антифриз, последний окажется долговечнее – однако назначение у них одно. Иностранный антифриз подходит для российских автомобилей не хуже отечественного тосола. Он повышает стойкость к коррозии, кавитации, образованию пены.
У ОЖ много плюсов. И хотя их объединяет идентичный состав, ценник за оба продукта разный. Жидкости нельзя отличить даже визуально. Некоторые ошибочно полагают, что тосолу свойственен исключительно голубой цвет. На деле же он может быть и синим, и темным, и розовым.
Различить вещества могут только эксперты – и то, если посмотрят в микроскоп. Состав тосола богаче: амины, нитраты, бораты. В антифризе содержатся лишь органические кислоты.
Еще один способ отличить ОЖ – замерить температуру кипения. Отечественный продукт закипает при отметке в +105 °C (при условии, что хладагент качественный), зарубежный рассчитан на большие температуры и вскипает при +115 °C.
Если сравнивать охлаждающие жидкости по сроку службы, антифриз (G12 и выше) – вне конкуренции. Он не теряет первоначальных свойств до 250 тыс. км пробега, тогда как тосол «выдыхается» уже через 40 тыс. км. Конечно, если посмотреть на старый G11, он будет иметь равные с тосолом характеристики, и вещества так же «выдохнутся» через 40 тыс. км.
Обе жидкости меняют в среднем 1 раз в 3 года. Или через указанное количество пробега.
Что лучше заливать?
Несмотря на сходства, большинство автовладельцев склоняется к применению антифриза. Продукт отлично подходит для обслуживания иномарок, а вот для толстых стенок отечественного транспорта рекомендуют тосол.
Чтобы выбрать лучшую ОЖ для автомобиля, лучше не полениться и заглянуть в руководство к ТС. Там указывается, какие характеристики и состав необходимы для нормальной работы двигателя. Следовательно, тосол и антифриз подбирают, исходя из самого авто.
Можно ли смешивать?
Состав тосола и антифриза практически одинаковый – здесь ключевое слово «практически». Контакт двух разных присадок вызывает нежелательную реакцию, в ходе которой образуется пена, а хладагент теряет рабочие свойства.
При смешивании на внутренних деталях откладываются мелкие частицы, иногда они даже не вымываются. Осадок забивает радиатор, из-за чего стопорится насос мотора. Система выкипает.
На практике ОЖ смешивают не специально. Когда вещество вытекает, а возможности восполнить его уровень нет, приходится добавлять другую смесь.
Из правила есть несколько исключений – некоторые антифризы (ввиду почти абсолютного сходства) можно безопасно смешивать. Например, тосол допускается разбавлять одинаковым по цвету антифризом G11, G12 (в том числе с плюсами).
Соединение двух ОЖ также становится следствием плохого слива. Отработанную жидкость необходимо удалять тщательно – это залог безопасности любого автотранспорта.
Промывание не только предупреждает оседание твердых частиц и ухудшение работоспособности нового состава, но и убирает старую грязь, очищает патрубки и труднодоступные участки.
Для вывода отработанной жидкости идеально подходит дистиллированная вода. Если таковой нет, можно подкислить простую воду – эффект будет одинаковым. Конечно, в магазинах еще продают специальные смеси для промывки. Они тоже абсолютно безопасны и эффективны.
Не стоит волноваться, если из отверстий после заливки промывочной смеси стала выходить темная вода. Такое явление, наоборот, говорит о том, что промывка сработала, и автомобиль освежился. А вот когда жидкость будет выходить чистой, промывание можно прекращать. Теперь остается залить хладагент и продолжать движение.
Подводя итог, можно сказать следующее. Тосол – охлаждающая жидкость, разработанная в СССР. Антифриз – общее наименование множества марок ОЖ. И хотя состав смесей почти идентичен (опять же, если сравнивать качественные тосол и антифриз), выбор следует делать, исходя из рекомендаций производителя транспорта.