Средства художественной выразительности – одна из самых важных тем при изучении произведений художественной литературы. Они позволяют писателю создать яркую, образную и уникальную картину мира.
К наиболее распространенным средствам относятся тропы – слова и выражения, которые используются в прямом и переносном значении одновременно. Их основой выступают явное или скрытое сравнение предметов/явлений.
Самые распространенные тропы – аллегория и метафора. Так, многих школьников и студентов филологических факультетов интересует, чем отличается метафора от аллегории.
Что такое метафора?
Метафора – слово или сочетание слов, используемое в переносном значении. В основе – сравнение неназываемого предмета с другим предметом в соответствии с объединяющим их признаком.
Для того чтобы придумать метафору, необходимо найти нечто, что объединяет два предмета/явления – например, волосы и серебро (серебряные волосы), озеро как зеркало (зеркальное озеро).
Метафору можно назвать скрытым сравнением. Она показывает как постоянные, так и переходящие сходства предметов:
- Подобные формы: копна сена – копна волос.
- Близкие цвета: золото – золотая листва.
- Общие функции: горит свеча – загорелась лампочка.
- Схожее расположение: подошва сапог – подошва горы.
Метафора может существовать на основе сходства эмоций и вкусовых ощущений, внешнего вида, функционирования, слуховых и зрительных образов.
Есть разные виды метафор:
- Простая. Включает только одно слово.
- Развернутая. Предполагает последовательное использование сравнения на протяжении абзаца или текста.
- Эпифора. Это стертая метафора: она употребляется так часто и повсеместно, что ее воспринимают в качестве сравнения – например, «прошло как по маслу».
- Метонимия. Одно слово заменяется на другое – «выпил две чашки».
- Синекдоха. Перенос части на целое или целого на часть, множественное на единственное или наоборот: «первая ракетка мира».
Что такое аллегория?
Аллегория – иносказательное изображение предмета. Благодаря этому художественному тропу можно ярче представить главные черты какого-либо понятия.
Аллегория всегда подразумевает иносказание. Предмет изображается с применением других предметов, а не называется «в лоб». Один предмет уподобляется другому через «намеки», при этом прямой смысл предмета не теряется, а лишь сопровождается его переносным толкованием.
Немало образов содержат понимание человечеством главнейших нравственных принципов – таких как справедливость, добро и зло, свобода. Так, белый голубь означает мир во всем мире, якорь символизирует надежду, а порвавшиеся цепи – свободу. Медицину изображают в качестве чаши, обвитой змеей.
В литературе аллегории позволяют раскрыть абстрактные понятия в определенном художественном образе. Например, упрямство человека изображается в виде осла, хитрость – в виде лисы. Также нередко писатели и поэты обращались к временам года: так, осень символизировала упадок жизни и духа, свидетельствовала о неблагоустроенности человека в жизни.
Отличие аллегории от метафоры
Важно знать, метафора и аллегория – в чем разница. Данные художественные тропы отличаются механизмом того, как возникает переносное значение понятия. Основой метафоры выступает сравнение, а основой аллегории – иносказание.
Метафора подразумевает скрытое сравнение, причем его всегда получится модифицировать в сравнительный оборот. При этом формальные слова-связки наподобие «будто» и «словно» не используются – автор неожиданно для читателя сдвигает сравниваемые предметы/явления.
Аллегория – зашифрованный иносказательный образ, который понятен любому. Метафора обычно представляет собой одно слово/выражение, а аллегория может выражаться в виде целого произведения.
Так, басня И. А. Крылова «Свинья под дубом» – это аллегория: баснописец показывает ситуацию, при которой человек не способен осознать, где причина, а где следствие. Невежество человека приводит к трагичным последствиям в его же жизни.
Примеры
Чтобы понять, аллегория и метафора – отличие в чем, лучше рассмотреть этот вопрос на примерах.
Примеры метафор:
- закат жизни;
- червь сомнения;
- янтарный блеск;
- автомобильные дворники.
А. С. Пушкин писал: «Глаголом жги сердца людей», а М. Ю. Лермонтов – «Огнем душа твоя полна».
Примеры аллегорий:
- Фемида (женщина с весами) – символ правосудия.
- Произведение М. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» – символ слабого человека, который решил оградиться от общества, от всех предполагаемых опасностей, в результате чего лишил себя радости и свободы, оказался полностью бесполезен для общества.
- Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» – символ двух типов людей: первые живут беспечно и надеются на других, а вторые трудятся не покладая рук.