Чем отличается унитарное государство от федеративного

Один из признаков государства – форма его устройства. Она определяет принципы организации территориального деления, формирования органов управления и централизации административных процессов.

Классификация видов государственного устройства


Виды государственного устройства:

  1. Вольное государство. Историческая характеристика земель Германии в 1919-1933 годах, а также части современных земель Федеративной Республики Германия. При переводе текстов описательного характера их передают как Республика Бавария, а в официальных документах указывается уже Федеральная земля Вольное Государство Республика Бавария. Юридического значения статус не имеет, скорее дань уважения.
  2. Город-государство обладает всеми правами собственного управления – он полностью независим. На сегодня существует единственный город с аналогичным статусом – Ватикан.
  3. Унитарное государство – единая территория, где все равны без выраженного суверенитета.
  4. Федеративное государство наделяет свои составные части определенной степенью автономии.

На отличиях двух последних – унитарного и федеративного – остановимся подробно.

Унитарное государство


Унитаризм подразумевает единую систему предоставления гражданства, реализации соблюдения прав граждан, сбора налогов и законодательных инициатив с системой централизации.

Теоретически предусмотрена единая система налогообложения, однако могут быть исключения. В частности, городские и районные администрации вправе устанавливать местные сборы в зависимости от обстоятельств и уровня жизни в разных странах.

На территории унитарного государства действует единая конституция. Такой принцип не исключает автономии отдельных частей. По видам автономии такие области разделяют на:

  1. Политические – с правом законодательного регулирования внутренних вопросов, например, Автономная Республика Крым в составе Украины до 2014 года со своей конституцией и Верховным Советом.
  2. Административные – полной автономии не имеют, но могут создавать свои нормативные акты. Один из примеров город государственного подчинения.
  3. Культурные и этнографические. Предоставляет право управления и решения дел государственной важности культурным организациям и этническим группам. Признаками такой автономии обладала Запорожская Сечь. Современные примеры – крымскотатарский меджлис, албанские этнические собрания на территории Словении.

Наличие/отсутствие автономий, экстерриториальных сообществ определяет простоту или сложность единого государства. Так, простые не имеют в своей структуре автономных элементов того или иного уровня. К таковым относятся Колумбия, Франция, Польша или Бахрейн.

Сложные же имеют автономные города или области. К таковым можно отнести Китай с его автономными районами вроде Макао, Украина с городом государственного подчинения Киев или Дания, где Фарерские острова имеют определенную независимость.

Федеративное государство


В основе федеративного государства лежит федерализм. Он заключается в формировании союзного государства с целью объединения разрозненных государств под единым управлением, как было в случае Киевской Руси, так и преобразование унитарного государства в федеративное.

Например, в XVIII веке США стали конфедерацией, чтобы укрепить связь с Англией. Итог событий известен – теперь американцы независимые.

Федерация также не исключает единой Конституции, однако составные части имеют больше прав в налоговом, законодательном и управленческом профилях.

Например, в Российской Федерации все области и республики имеют собственные правительства, а республики – глав. Единственным исключением до 2022 года был Татарстан, где руководитель именовался президентом. Однако теперь там решили, что президентом может быть исключительно глава государства.

Для федераций свойственна двухпалатная система парламента, где нижняя палата отражает общегосударственное представительство, а верхняя строится на региональном принципе. Однако в этом порядке возможны исключения. Например, парламент Великобритании состоит из палат общин и лордов, но королевство – унитарное.

По принципу формирования федерации делятся на:

  1. Национальные делят составные части по этническому характеру (например, СССР, Югославия или Бельгия).
  2. Территориальные предпочитают разделение по экономическим или территориальным признакам. Большинство таких государств расположены в Южной и Центральной Америке (Мексика, Бразилия, США).
  3. Комбинированная система смешивает обе вышеперечисленные модели. Российская Федерация – одно из таковых.

Но это еще не вся классификация. Важен принцип, который лег в основу ее создания. Таковой может быть созданная Конституция, как в Чехословакии. США или СССР строились на принципах союзного договора. В нынешней России используется смешанный принцип – наряду с договорами о присоединении функционирует конституция.

Среди значимых признаков федеративного государства таковы:

  1. Федерация объединяет территории своих составных частей.
  2. Верховная власть всех направлений принадлежит федеральным органам власти. Компетенции органов разных уровней разделены конституционно. Иногда применяется остаточный принцип, что рискует чрезмерно ограничить права регионов.
  3. Субъекты полностью или частично имеют права создавать свои конституции, законы и устанавливать приоритеты. Например, в США при переезде на постоянное место жительства в другой штат необходимо заменить номера на автомобиле и водительское удостоверение, зачастую со сдачей экзамена.
  4. Федеральные органы представляют государство в целом на межгосударственном уровне и во взаимоотношениях с международными организациями и союзами.

Некоторые федерации обладают мягкой формой, когда ее субъекты имеют право выхода из нее по принципу сецессии. Таким был Советский Союз, который в 1991 году мог стать Союзом Суверенных Государств по итогам референдума. СССР не имел никогда федеративного статуса на уровне конституции либо международного официального договора.

Однако эта идея потерпела крах после августовского путча. Единственным современным государством с подобной формой устройства является Эфиопия. Чертами такой федерации обладает и Европейский Союз, но он юридически не является государством.

Одной из форм федеративного устройства является конфедерация, которая объединяет регионы одного государства либо несколько стран с целью достижения политических или стратегических целей. Пример первой формы – Швейцария или упомянутые выше США в XVIII веке. Вторая форма может объединять страны без утраты суверенитета одним или всеми ее членами.

Преимущественно такие объединения создаются с целью упрощения экономических связей. Конфедерация также не предусматривает обязательных совместных границ между государствами.

Примеры таковы:

  1. Союз Независимых Государств – на текущий момент туда входят РФ, Беларусь, страны Центральной Азии, Молдова и государства Закавказья.
  2. Евразийский экономический союз РФ, Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизской Республики.
  3. Формат Брикс: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
  4. Европейский Союз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Какая разница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: