Стремление и любознательность человека к различным наукам, а также познанию окружающего мира стали главными причинами стремительного развития цивилизации. Еще со времен Древнего Египта люди осваивали науки, применяя два основных метода.
Наблюдение и эксперимент – с первого взгляда являются идентичными, но, если изучить их более подробно, можно найти существенные различия между ними.
Чтобы ответить на вопрос «Чем отличается наблюдение от эксперимента?», необходимо для начала не только понять, что из себя представляет каждый метод по отдельности, но и найти их схожие моменты.
Что такое наблюдение?
Распространенный вид исследовательского метода. На практике используется вместе с другими методами. Представляет собой целенаправленное установление фактов о каком-либо объекте или процессе. Полученные во время наблюдения данные фиксируются наблюдателем.
Сущность метода заключается в фиксации информации, которые человек получает с помощью знаний, навыков, органов чувств. Особенностью метода является тесная связь с мышлением, так как исследователю приходится анализировать, выделять важную информацию, группировать признаки.
Может быть непосредственным и опосредованным. Наблюдательный метод имеет классификацию, разделяющуюся на различные категории:
По участию исследователя:
- Прямое – наблюдатель принимает участие вместе с испытуемыми или наблюдает со стороны.
- Косвенное – исследователь наблюдает за тем, как объект выполняет поставленную задачу.
- Самонаблюдение – фиксирование информации о внутренних процессах и их проявлениях.
По длительности:
- Систематическое – проводится в течение конкретного периода. Могут быть длительными, циклическими, непрерывными.
- Несистематическое – используется при необходимости во время неожиданных явлений.
По форме:
- Осознанное – испытуемый знает о поставленных задачах, целях, наблюдении.
- Неосознанное – тестируемый не знает о присутствии наблюдателя. Используется при социальной педагогике.
По месту проведения:
- полевые – в естественных природных условиях;
- лабораторные.
Порядок этапов:
- Выбрать цель исследования.
- Описание объекта.
- Разработка плана наблюдения.
- Определение способа фиксации информации.
- Выбор анализирующего метода результатов опыта.
Перед тем как исследователь приступает к организации наблюдения, он должен знать установленные положения:
- Во время опыта доступны внешние факторы.
- Изменение поведения испытуемого фиксируется описательно.
- Отмечают поведение в стрессовых для объекта ситуациях.
- Степень надежности зависит от сравнений с данными других наблюдателей.
- Между объектом и наблюдателем не должны быть связаны.
- Оценки не подвергаются субъективному влиянию.
Во время наблюдения участник фиксирует информацию, который получает при изменении условий опыта. Чаще всего в качестве данных выступают характеристика объектов, их взаимодействие, повтор явлений, возможные отклонения от нормы и т.д.
Что такое эксперимент?
На вопрос, чем различаются наблюдение и эксперимент, можно сказать, что второй относится к эмпирическим наукам. Другими словами, это разновидность опытов, обладающая познавательной и методической целью проведения.
В эксперименте наблюдение за объектом проводится в специально созданных условиях. Это позволяет воспроизводить этапы явлений с повторяющимися условиями опыта.
Первое появление в качестве самостоятельного метода познания в науке произошло примерно в 17 веке. Первое время был распространен в биологических, физиологических, химических науках. Позже стал использоваться в психологии и социологии.
Главной особенностью данного метода является возможность исследователей контролировать и вносить условия для анализа объектов. Обычно для этого используют искусственное изменение, которые позволяют получить новые скрытые свойства или связи.
Контролирование и изменение условий опыта проводятся с помощью научных приборов. Во время эксперимента исследователи используют дополнительные методы для получения более точной информации. К ним относятся тестирование, анализ продуктов деятельности, математическую статистику.
На практике эксперимент используют в качестве метода для:
- Выяснения научности теории или гипотезы.
- Проверки теоретических предположений на существование.
К настоящему времени исследователи смогли осуществить и внести следующие виды эксперимента:
- Физический – направлен на изучение природных явлений в созданных определенных условиях. Также может быть химическим, биологическим.
- Компьютерный – вид относится к исследованиям математических моделей на ЭВМ.
- Психологический – проводится в опытных условиях для получения научных данных через вмешательство в жизнь объекта.
- Мысленный – распространен в физике, философии и других научных областях. Процесс эксперимента управляется информацией без участия объекта.
- Критический – используют для конкретного определения верности какой-либо теории или гипотезы.
- Пилотный – пробное исследование, в котором проверяют гипотезы, а также подбирают верные методы эксперимента.
Проведение экспериментов считается увлекательным, познавательным процессом, который требует правильное чередование этапов:
- Планирование опыта – происходит подготовка необходимого оборудования, инструментов, помещения. Также на данной ступени человек готовит вопросы, на которые должны быть готовы ответы: понятны ли цель и методы эксперимента, а также вероятность нанесения вреда объекту.
- Проведение.
- Подведение итогов – на основе полученной информации делают выводы.
Выделяют также обязательные компоненты, необходимые для проведения опыта:
- временное пространство с реальными или вымышленными границами;
- изучаемая система;
- экспериментальный протокол;
- фиксирование появляющихся реакции с помощью приборов.
После рассмотрения методов по отдельности, можно определить какие сходства наблюдения и эксперимента существуют.
Сходства наблюдения и эксперимента
На основе анализов особенностей методов эксперимента или наблюдения можно выделить основные общие черты:
- Для обоих методов необходим подготовительный этап, в котором происходит планирование и постановка цели.
- Полученные результаты в ходе экспериментального и наблюдательного методов подвергаются детальному разбору.
- Результаты опыта могут зависеть от личностных особенностей исследователя.
Различия наблюдения и эксперимента
На вопрос, чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения, можно дать большое количество ответов. Несмотря на то, что научные способы получения данных едины в понятиях познания, они обладают значительными отличиями.
Самыми основными являются следующие:
- Способ воздействия на объект опыта. Наблюдатель будет изучать предмет со стороны, собирая только объективные данные. Экспериментатор участвует в ходе изучения, влияя на окончательный исход, полученные данные.
- Эксперимент является целенаправленным.
- Цель одного метода – подтверждение сформулированной теории, другого – простое получение новой информации.
- Наблюдение проводится в естественных природных условиях, эксперимент – в специально созданной закрытой среде.
- Для экспериментального метода необходимо наличие опытного оборудования.
- Понятие эксперимента появилось раньше.