У каждого свои особенности, или чем отличается баян от гармони и аккордеона

Многие музыкальные инструменты в последние несколько десятков лет стали доступнее. Обучиться игре теперь можно в любом возрасте, выбрав музыкальную школу, частного педагога (лично или онлайн), понятные видеоуроки или самоучители.

Не теряют популярности клавишно-язычковые, т. к. компактны, не требуют замены струн и подходят для исполнения классической и народной музыки. Но вначале необходимо уяснить разницу между гармонью, баяном и аккордеоном, которые относят к классу ручных гармоник.

Из-за внешнего сходства их часто путают несмотря на разные характеристики и стоимость.

Внешний вид баяна и гармони


Первая общая черта — наличие с обеих сторон двух ящиков неправильной формы с рядами круглых клавиш. Эти части называют правым и левым полукорпусами, поскольку во время исполнения пьесы играющий держит каждый из них в соответствующей руке.

Между ними — складчатые меха, которые исполнитель сжимает и разжимает, нагнетая воздух для получения звука. Отличия гармони от баяна видны даже при поверхностном осмотре: кнопочек у первой значительно меньше. На грифе справа у нее 1-3 (чаще 2) клавишных ряда против 3-5 у второго, на левой — по 3 и 5-6 кнопочных.

На гармошечных корпусах и мехах в отличие от баянных часто красуются яркие этнические или цветочные орнаменты, которые любят исполнители народной музыки. Баянистам обычно предлагают более сдержанное оформление, хотя выпускаются и версии нестандартных расцветок.

К задним стенкам крепят ремни, которые бывают наплечными, запястными и кистевыми. Последние два вида гармошечные. Благодаря регулируемым лямкам артист отыгрывает номера стоя или сидя без лишней нагрузки на руки и риска падения любимой и недешевой вещи.

Маленькие гармошечки удерживают с помощью малозаметной петли для большого пальца и кистевого ремешка.

Клавиатура музыкальных инструментов


У баяна и гармошки нет отличий, которые касаются назначения кнопок и принципов звукоизвлечения. В обоих случаях правой рукой музыкант выводит основную тему, а другой присовокупляет к ней аккомпанемент — басы и аккорды.

Клавиши справа больше в диаметре и размещаются на более тонком участке деки. Слева они меньше и располагаются компактнее. От кнопок на правом полукорпусе зависит сложность мелодической партии, которую получится сыграть: с полутонами или без, в пределах одной октавы или 2-3. Высота звуков повышается при движении сверху вниз.

Встречаются гармони с одним или тремя клавиатурными рядами на правом корпусе — однорядки и трехрядки. Некоторые гармоники оснащены регистровыми переключателями, которые меняют звучание отдельных нот, добавляя к базовому тону дополнительный.

Эти регуляторы находятся на правом полукорпусе, часто наверху, чтобы музыкант при игре нажимал их подбородком, или образуют ещё одну последовательность более крупных, похожих на педали регуляторов над основными. Большое количество регистров характерно для профессиональных и концертных линеек.

Чем еще отличается баян от гармони, так это расцветкой правой клавиатуры. Как и на пианино или аккордеоне, по белым здесь воспроизводятся основные звуки, по черным — полутона (ноты с диезами и бемолями).

Басовые клавиатуры больших гармоник тоже бывают двухцветными, поскольку так музыканту проще ориентироваться в басах и аккордах. На полноразмерных хроматических устройствах количество кнопочек слева достигает 100-120. Однако выпускается немало моделей с однотонными левыми клавиатурами.

Аккордовая база


На ручных гармониках играют не только мелодию, но и аккомпанемент из одиночных басовых нот и готовых сложных аккордов. Одним пальцем левой руки музыкант извлекает основной бас, другим — аккорд, который соответствует этому тону.

Пальцы работают последовательно или одновременно. Играющий пользуется всеми пальцами кроме большого. Нужные кнопки находятся рядом, их расположение продумано, поэтому гармонисты и баянисты со временем привыкают полагаться на мышечную память, а не на зрительную.

Ближе к меху размещаются басовые кнопки, дальше идут ряды аккордовых. На гармони для каждого нижнего тона предусмотрено одно сочетание, мажорное или минорное. Сыграть оба варианта получится только для ноты «ре».

По возможностям аккомпанемента гармошка отличается от баяна, а чем больше кнопок в последнем, тем выразительнее и богаче его звук. К радости представителей баянной школы, на каждый бас приходится по три основных созвучия.

Кроме мажорного и минорного трезвучий здесь можно взять доминантсептаккорд, а на полноразмерных моделях — уменьшенные трезвучия и септаккорды.

Звукоряд


Правая клавиатура гармошки диатоническая. Это значит, что играть на ней получится так же, как на белых клавишах фортепиано. Здесь нет всех полутонов, гамма состоит из семи нот. На некоторых видах, к примеру, двухрядной хромке, в самом верху находятся три кнопочки с полутонами.

Несмотря на такое расширение звукоряда этот популярный вариант все равно относят к диатоническим разновидностям. Баянная клавиатура хроматическая, на ней можно сыграть гамму из 12 полутонов, как на пианино.

Возможность исполнить любую мелодическую линию без изменений и упрощений — главное, в чем баян отличается от гармошки. На второй можно сыграть произведение в одной тональности, в натуральном мажоре или миноре.

Баянисту, благодаря полной хроматике, доступны пьесы с произвольным количеством диезов, бемолей и бекаров, его репертуар органичен только уровнем мастерства и личными предпочтениями. Гармонисту предварительно понадобится перевести партию в свою тональность.

Строй

Звук возникает, когда воздушный поток колеблет гибкую пластину — язычок. На каждую ноту приходится два голосовых язычка.

Хроматические гармоники настроены так, что оба голоса звучат в унисон. Интервалы между соседними ступенями гаммы из 12 тонов строго одинаковые, так что звук получается очень чистым. Такой строй называют равномерно-темперированным. В диатонических язычки настроены немного по-разному, так что слышится не какофония, а небольшое приятное различие.

Отсюда специфическое гармошечное звучание «в разлив», узнаваемое на слух, менее академичное. Однако допускается перенастройка под нужды артистов. Достичь желаемого эффекта поможет опытный мастер-настройщик.

Что более универсально – баян или гармонь?


С хроматикой получится сыграть более сложную мелодию, чем с диатоникой. Наличие промежуточных тонов позволяет исполнять не только разнообразную музыку народов мира, но и классику, джаз, сочинения современных композиторов.

Баянист может солировать или только подыгрывать, участвовать в ансамблях, исполнять произведения из гармошечного репертуара, а также написанные для аккордеона, фортепиано. Диатонический звукоряд не дает гармонистам такой гибкости.

У обладателей хроматики диапазон шире, в полноразмерном исполнении он достигает 5 октав при всего 3 у гармоней-двухрядок.

На чем легче играть?

Меньшее число кнопочных рядов и диатонический строй упрощают освоение гармошки. С нее можно начать, если ученику интересно играть несложные народные мелодии или аккомпанировать поющим. Позже учащийся сможет перейти на более сложную версию, чтобы расширить репертуар.

Если новичку нравится чистое звучание, а переучиваться в дальнейшем не хочется, стоит начать с универсального инструмента. Баянисты быстро осваивают гармошечный строй, легко переключаясь с одного варианта на другой.

Ключевые отличия баяна от гармони


Это ближайшие родственники из семейства клавишно-пневматических, которые похожи внешне и по внутреннему устройству.

Главные отличия баяна от гармони в следующем:

  1. Размеры и вес. Гармошки в среднем меньше и легче, хотя детские баянчики очень компактны.
  2. Количество кнопочных рядов. В баянной версии их больше.
  3. Параметры звукоряда. Хроматическая гамма на 5 ступеней длиннее, чем диатоническая.
  4. Число доступных аккордов. Баянная левая клавиатура дает широкие возможности для гармонического сопровождения темы.
  5. Тембровая окраска. Баянная звуковая палитра глубже и насыщеннее.
  6. Сферы применения. Представителей двух видов используют в различных музыкальных жанрах. Значительную часть классических и современных пьес получится сыграть только с хроматикой.
  7. Цена. Гармошки стоят дешевле, т. к. устроены проще.

Перечисленные черты не принижают один вариант, возвеличивая другой. Они подчеркивают их особенности, которые притягивают разных слушателей и исполнителей.

Как выбрать хороший баян и гармонь?


Различия нужно учитывать при покупке подходящего варианта. Вначале определяют, на чем предстоит музицировать и в какую максимальную сумму необходимо уложиться. Если выбран путь гармониста, нужно решить, будет ли петь сам артист, ведь голос человека должен попадать в диапазон инструмента и хорошо сочетаться с его тембром.

Женщинам чаще подходит тональность «ре» и близкие по высоте «до диез» и «ре диез», мужчинам — «соль диез» и «ля». Эти нюансы важны и тогда, когда гармонист собирается аккомпанировать женскому или мужскому хору.

Если музыкант входит в состав ансамбля, понадобится согласовать тональность с другими участниками, чтобы избежать разноголосицы.

Начинающим взрослым исполнителям и детям подойдут небольшие двухрядные хромки с пластиковыми корпусами. Звучание у них не зависит от направления потока воздуха: одна клавиша при растяжении и сжатии мехов не изменяет тона.

Продавца нужно спросить о расходе воздуха во время игры: слишком большой требуемый объем затруднит игру неопытного ученика или ребенка, утомит и перенапряжет руки.

По мере обучения инструменты меняют на более крупные и громкие, с переключателями регистров, дополнительными голосами, деревянными резонаторами, оригинальным оформлением.

Баянистам нужно знать, что их гармоники отличаются по размерам, поэтому подходят для людей разных возрастов и габаритов.

Для маркировки используются дроби:

  • 1/8 или 1/4 — для малышей 3-5 лет. 3-12 басовых кнопок;
  • 1/2 — для дошкольников и младшеклассников 5-9 лет. 48 басов;
  • 3/4 — для детей от 10 лет и подростков, а также невысоких взрослых. 60-72 басовых тона;
  • 7/8 — для подростков и взрослых небольшого роста. 80-96 кнопок слева;
  • 4/4 — полноразмерная 120-басовая модель.

Посоветовать подходящий вариант может преподаватель. Перед покупкой ученику стоит сесть с инструментом на стул: подбородок музыканта не должен упираться в корпус, а брать модель на вырост нельзя. Нужно пробежаться пальцами по клавишам, чтобы проверить, удобно ли будет играть.

Ход механики не должен быть тугим. Расстояние между ними у разных моделей неодинаково, а длина и растяжка пальцев — индивидуальные параметры. Поэтому клавиатуру подбирают под размер кисти обучающегося.

Чтобы сэкономить, музыканты или их родители на первых порах ищут подержанную гармонику в хорошем состоянии. Удачно, если такой вариант предлагает педагог или ученик постарше. Помочь с выбором или небольшим ремонтом может добросовестный мастер.

Любой инструмент сначала внимательно осматривают, чтобы обнаружить сколы, дефекты, запавшие или заедающие клавиши, утечку воздуха из меха. Указать продавцу на неприятные особенности лучше до покупки. Внеплановый ремонт с заменой деталей перекроет возможную экономию и затормозит обучение.

Как выбрать и купить баян, гармонь, аккордеон, подскажет видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Какая разница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: