Отличие факультета от кафедры в структуре современных университетов

Получение образования в ВУЗах России важно для многих молодых людей страны. Помимо выбора специальности, абитуриенты интересуются, как организована студенческая жизнь, насколько она интересная и насыщенная, какие предусмотрены условия проживания в общежитиях. А еще, хотят разобраться, как устроен институт и чем кафедра отличается от факультета.

Понять в чем разница совсем не сложно, но этот вопрос действительно стоит детально изучить, потому что это поможет в освоении будущей профессии.

Структура ВУЗа

В организации деятельности ВУЗов России есть много сходства и различий. Отчасти это объясняется спецификой каждого конкретного заведения. В целом структуру составляет большое количество подразделений и отделов, с четким распределением полномочий. При этом помимо учебных задач, в каждом университете решаются финансово-экономические вопросы. При этом работа всех служб ВУЗа, любое принятое решение и выполненные задачи совершаются только с целью повышения эффективности образования.

Структура университета
Структура ВУЗа на примере БГТУ.

Структура современного ВУЗа должна эффективно работать в условиях открытого образовательного пространства, обеспечивать легкость доступа к изучаемому материалу, стимулировать обретению новых знаний. А также быть гибкой, динамичной и жизнеспособной. Существует несколько распространенных моделей:

  1. Бюрократическая или традиционная. Осталась в ВУЗах после окончания советского периода. У нее есть как сильные, так и слабые стороны. Она дает возможность сотрудникам профессионально развиваться, и направлена на выполнение функциональных задач учреждения. Максимально эффективно работает при небольшом количестве факультетов. Но при этом медленно реагирует на внешние изменения и затрудняет введение инноваций. Также слабой стороной является плохая горизонтальная координация между подразделениями.
  2. Линейная структура. В основе лежит «шахтный» принцип построения и специализация процесса управления по подсистемам учреждения (финансы, персонал, исследования и разработки, обучающий процесс и т.д). Недостатком является отсутствие звеньев стратегического планирования. Поэтому с целью помощи руководителям в выполнении отдельных задач могут вводиться специальные подразделения или штабы.
  3. Матричная. Это сетевая структура. Предполагает двойное подчинение исполнителей. С одной стороны непосредственному руководителю службы (по вертикали), а с другой стороны – руководителю проекта или целевой программы. Причем все участники проекта подчиняются руководителю временно и только по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется подчинение начальникам служб и отделов. Характеризуется сильными горизонтальными связями, которые работают наравне с вертикальной иерархией. Это оптимальная структура отличается быстрым реагированием на внешние изменения. И в целом способствует современной организации образовательного процесса.

Кафедра

Состав кафедры

Это обучающее или научное структурное подразделение факультета, которое ведет подготовку в узконаправленной специализации. Это главное отличие кафедры от факультета. Кафедра является своего рода сообществом ученых, которые преобразуют передовые достижения науки в учебные курсы, пособия и лекции. Все преподаватели это носители образовательной культуры института.

Есть три вида кафедр:

  1. Выпускающая. Отвечает за обучение студентов по выбранной специальности, а также за прохождение ими практики. Каждый абитуриент поступает не на специальность, закрепленную за кафедрой, а на программу направления подготовки.
  2. Общепрофессиональная. Ее специалисты ведут базовые предметы для учащихся.
  3. Базовая на предприятии. Направлена на взаимодействие с предприятием, которое работает по данному профилю.

Работа каждой кафедры должна осуществлять процесс обучения и всестороннего развития студентов, вести исследовательскую деятельность, организовывать методическую работу и повышать квалификацию преподавателей.

Для качественного выполнения этих задач необходим кадровый состав, состоящий из лаборантов, ассистентов, старших преподавателей, доцентов, профессоров и заведующих кафедрой. Кроме того работает секретарь кафедры, которые ведет делопроизводство и протоколирует все заседания.

Факультет

Факультет

Это основное подразделение ВУЗа. В пределах одного факультета ведется подготовка студентов по нескольким родственным специальностям одного научного направления. Руководит факультетом декан, который избирается согласно уставу ВУЗа, ученым советом или советом структурного подразделения, путем тайного голосования.

И вот здесь видно отличие института от университета. В первом случае подготовка будущих специалистов ведется только по одному конкретному направлению. А в некоторых узкопрофильных институтах или академиях представлены такие редкие факультеты как: искусство реставрации; сценического мастерства; киноведения, анимации. Тогда как в университете подготовка осуществляется не менее чем по семи отраслям. Количество факультетов зависит от типа и масштаба учебного заведения.

В традиционных университетах представлен стандартный перечень факультетов: экономический, биологический, филологический, исторический и т.д.

Чем отличается факультет от кафедры?

Разница между кафедрой и факультетом, во-первых, проявляется в масштабе и разном количестве работающих преподавателей и обучающихся студентов. Кафедры как небольшие кубики формируют здание факультета. Что касается направлений деятельности, то кафедра отличается узконаправленностью. Работающие специалисты подготавливают студентов по отдельному узкому направлению.

В чем еще отличие факультета от кафедры? В разной структуре. В состав факультета также входят исследовательские лаборатории и центры, методические кабинеты.

Как уже говорилось, руководство факультетом руководит декан, тогда как кафедру возглавляет заведующий. Соответственно в подчинении у декана находятся несколько заведующих разных кафедр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Какая разница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: