Рынок труда пестрит разнообразными профессиями. В каждой сфере появляются всё новые обязанности, для выполнения которых нужны отдельные люди.
Такие должности плотно укрепились в современном обиходе. Но, поскольку их названия чаще всего заимствованы из других языков, то перепутать их между собой очень легко.
Сами слова «менеджер» и «администратор» не отражают всего смысла этих профессий. Некоторые включают в них и консультантов, и продавцов, и небольших руководителей. Однако, отличие, всё же, есть. И некоторые важные критерии помогут разобраться.
Какие обязанности у менеджера?
Менеджер – это начальник различного уровня, который, чаще всего, работает непосредственно с сотрудниками компании. В пределах своих компетенций, в зависимости от сферы деятельности, менеджер может давать поручения и указания.
Выше менеджера находится такая должность как «топ-менеджер», который руководит человеческими ресурсами предприятий, административно-территориальных единиц и целых организаций.
В должностные обязанности могут входить:
- налаживание контактов с деловыми партнёрами, сбор информации для обмена опытом, расширение связей;
- анализ и разрешение разного уровня вопросов: экономических, технических, кадровых и организационных;
- руководство подчинёнными сотрудниками;
- регулярная отправка отчётности вышестоящему руководству;
- отработка возражений ключевых клиентов;
- анализ спрос на услуги и продукцию организации;
- изучение деятельности конкурентов.
Это лишь несколько вариантов обязанностей, которые в зависимости от сферы работы, могут быть возложены на менеджеров.
Какие обязанности у администратора?
Разница между администратором и менеджером в основном заключается именно в должностных инструкциях.
Администратор – это специалист, который выполняет функции распорядителя в организации. Может, также, следить и за информационными базами, поддерживать их корректную работу.
Обладает высокой степенью ответственности и относится к административно-управленческому персоналу. У администраторов, как и у менеджеров, существует множество различных «ответвлений».
И, в зависимости от того, какого уровня администратор, накладываются следующие обязанности:
- консультация клиентов по наличию продуктов и услуг, и отвечает на вопросы;
- обеспечение чистоты и порядка на рабочем месте и вверенной территории;
- урегулирование конфликтных ситуаций и предотвращение их последствий;
- донесение до руководства информации об имеющихся проблемах при обслуживании клиентов;
- осуществление контроля над соблюдением сотрудниками всех правил технической безопасности, организацией трудовой дисциплины, норм охраны труда;
- работа с претензиями и возражениями, отработка сценариев по дальнейшему предотвращению неудовлетворения клиентов.
Список обязанностей администратора довольно обширен. И, зачастую, он может быть больше, чем у менеджера.
Сравнение функций менеджера и администратора
Понять, чем отличается менеджер от администратора, поможет и знание, есть ли между их обязанностями что-то общее в одной и той же сфере.
Менеджер | Администратор | |
Управление персоналом | Находится в тесном контакте с сотрудниками, нанимает новых работников. В его обязанности входит обучение и адаптация новичков, а также мотивация и воспитание команды. Также ставит задачи и осуществляет контроль их исполнения. | В управлении командой чаще всего не участвует и не занимается побором персонала. На нём лежит ответственность по установке общих целей компании, но не обеспечивает их реализацию. |
Направление работы | Политика организации должна быть понятна всем сотрудникам, а задача менеджера – убедиться в этом и проконтролировать. Может определять промежуточные цели, которые способствуют реализации общих целей компании. | Устанавливает основные политики компании и следит за их соответствием всем нормам. Осуществляет надзор за всеми филиалами компании. |
Авторитет в компании | Имеет больше полномочий, чем рядовые сотрудники, но меньше, чем высшее руководство. Часто сталкиваются с внутренней конкуренцией на производстве. | Полномочия более расширены. С конкуренцией, как правило, не сталкивается. |
Продвижение | Осуществляет продвижение компании, организовывая рабочий процесс и выводя команду на уровень высокой эффективности. Следит за обучением сотрудников, консультирует и трезво оценивает слабые и сильные стороны каждого подчинённого. | Продвижение осуществляется за счёт постановки целей. Администратор также следит, чтобы эти цели были понятны всем сотрудникам и менеджерам. |
В общем, без таких ключевых фигур наладить работу предприятия практически нереально. Поэтому важно чётко разделять обязанности и определить зоны ответственности.
В чем сходства и различия?
Между менеджером и администратором существуют не только различия, но и сходства.
Например:
- Оба должны обладать управленческими навыками.
- Должны работать для продвижения компании и увеличения прибыли.
- По сравнению с рядовыми сотрудниками имеют более высокие должности.
- Должны иметь необходимое образование или соответствующий опыт работы.
Основные различия:
- Личные качества. Для администраторов важно быть внимательными, дисциплинированными и исполнительными, а для менеджеров важными качествами являются креативность, решительность и инициативность.
- Осуществляемые полномочия. Администратор работает согласно инструкциям. Менеджер обладает большими правами, обязанностями и свободой принимать решения.
- Образование. Администратору достаточно среднего или профессионально-технического образования, а для менеджера обязательно наличие высшего.
- Работа с командой. У администратора, обычно, нет своих подчинённых. Работа менеджера строится вокруг эффективной работы сотрудников.
Часто в небольших компаниях роль администратора и менеджера берёт на себя один человек. Но более крупный бизнес нуждается в более чётком разделении прав и обязанностей. Именно такой подход гарантирует большую эффективность производственной деятельности.